в интернет-магазин franch@220-volt.ru
пн.- пт. с 10.00 до 18.00 по МСК
+7 (812) 318-78-53 8 (800) 250-9-220 Бесплатный звонок по России

Заполните анкету на покупку франшизы

*
*
*
*
*
Нажатие кнопки "Отправить" означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности.

Особенности международного франчайзинга

3 Июля 2012

В разных государствах понятие «франчайзинг» трактуется законодательством по-разному, поэтому данное понятие может иметь свое содержание в зависимости от того, где оно используется. Разумеется, на Западе реалии отличаются от российских, но, тем не менее, франчайзинг уже давно стал международным феноменом.  Поэтому можно попытаться дать обобщенную характеристику этого явления и франчайзинговых сделок.

В международной коммерческой практике под франчайзингом понимают вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется на основании франчайзингового договора. По этому договору одна из сторон - франчайзер (franchisor) - передает в границах определенного рынка другой стороне – франчайзи (получателю франшизы, franchisee) - право использовать за вознаграждение в своей предпринимательской деятельности франшизу.

Франшиза - это комплекс имущественных и неимущественных прав, под которыми понимаются фирменное наименование и товарный знак, технические знания и «ноу-хау», а также иные объекты промышленной и/или интеллектуальной собственности, .

В российском законодательстве на сегодняшний день существует правовой институт, являющийся аналогом франчайзинга: коммерческая концессия. Отношения коммерческой концессии урегулированы в Гражданском кодексе РФ, но, по сравнению с зарубежным опытом, практика применения данного института в России только начинает складываться.

Именно поэтому представляется на данный момент интересным обратиться, прежде всего, к зарубежному опыту.

Сделки франчайзинга довольно часто носят транснациональный характер. Так, франчайзер может иметь представительства в России, США или Австралии, а предприятие франчайзи может находиться в Великобритании, Германии или любой другой стране Европы. Отношения сторон такой сделки будут регулироваться нормами международного частного права, а это, в свою очередь, обуславливает в спорных ситуациях возможность выбора сторонами права, применимого к договору, и судебной юрисдикции.

Однако возможно и такое, что к договору в итоге будет применяться не право, выбранное сторонами, а право страны местонахождения франчайзера. В частности, зачастую в контракт франчайзинга включается пункт, согласно которому при причинении какого-либо вреда промышленной собственности франчайзера спор рассматривается в стране местонахождения, независимо от того, где находится промышленная собственность.

Развитие законов о торговом представительстве в зарубежных странах оказывает прямое влияние на процесс регулирования отношений сторон - участников сделки франшизы.

Изучение практики применения отдельных сторон законодательства о франчайзинге в странах Европы может быть полезным и для российских компаний, заключающих франчайзинговые договоры с европейскими партнерами.

Опыт функционирования франчайзинга за рубежом гораздо более долог, чем в России. Однако в нашей стране институт коммерческой концесси активно развивается, чему доказательство - наличие ряда крупных компаний, которые имеют представительства во множестве регионов Российской Федерации.

Одной из самых крупных франшиз в Росии является франшиза "220 Вольт". Федеральная сеть магазинов электро- и бензоинструмента "220 Вольт" включает в свой состав более 100 магазинов и продолжает успешно расти и сегодня.