в интернет-магазин franch@220-volt.ru
пн.- пт. с 10.00 до 18.00 по МСК
+7 (812) 318-78-53 8 (800) 250-9-220 Бесплатный звонок по России

Заполните анкету на покупку франшизы

*
*
*
*
*

Интеллектуальная собственность vs Франчайзинг: российская особенность бизнеса

30 Января 2014

Предпринимательство по схеме франчайзинговых отношений в России обретает просто фантастическую популярность. Удобно чувствовать под собой подушку или спасательный круг, когда начинаешь свой стартап. Однако мало кто знает, что столь модное иностранное слово франшиза (франчайзинг) законодательно в России никак не закреплено. Мешает ли это ведению бизнеса? Отнюдь нет.

Разбираемся в терминологии

Простыми словами, ФРАНШИЗА – это  право на создание коммерческого предприятия, торгующего брендом своего старшего партнера. ФРАНЧАЙЗИНГ - право использовать уже существующий бренд (товар, лого, услугу) или ТМ предприятия. Франчайзинг широко применяется в торговле, гостиничном бизнесе и сфере бытовых услуг. Максимально близкий по смысловому наполнению и семантике термин — Коммерческая концессия, опирающаяся на статью 54 ч.2 Гражданского Кодекса РФ.

Получение почти всех так называемых «франшиз» в России осуществляется на основании лицензионных соглашений, договоров о партнерстве, договоров поставки и т.п. Как подметили специалисты маркетингового отдела «220 Вольт», в России, из шести сотен предпринимателей и фирм, считающих (считавших) себя франчайзи, по соглашению Коммерческой концессии работают не больше сотни, то есть 17%. И хотя букву Закона никто не преступает, потенциальных новичков это немного запутывает.

Что же охраняет Закон?

У начинающих предпринимателей нет повода для беспокойств: хоть бизнес-сфера франчайзинга и действует по нашей «русской модели», законодательно Ваши права могут быть защищены. В чем нюанс? Пока в Европе, США и остальных развитых странах принимаются положения, регламентирующие права и обязанности обеих сторон, у нас Закон о коммерческой концессии пока не принят, хотя термин имеется.

Например, в Соединенных Штатах франчайзер не имеет права ни прямо, ни косвенно обещать прибыль предпринимателю, приобретающему франшизу; а также  предоставлять информацию об имеющихся сотрудниках и других франчайзи. У нас эта практика — чуть ли не залог партнерства. Разумеется, речь не идет о ценностях «220 Вольт», одной из главных среди которых выступает доверие и конфиденциальность обеих сторон.

Чаще всего на выручку приходят статьи положения об охране интеллектуальной собственности и договоры партнерства. Покупатель права на использование бренда может быть спокоен: его продукт как интеллектуальная собственность находится под охраной государства согласно Статье 69. ч.4 ГК РФ. Чем бы ни являлся объект франчайзинговых отношений – рецепт производства, программы и услуги, его можно описать юридически и оформить отношения между франчайзером и франчайзи, как покупку прав пользования этим объектом на определенный период. Вопрос о необходимости принятия закона остается открытым.